Волософия Энди Мауэри
Кто-то идёт в салон красоты, чтобы изменить себя. Современная американская художница-скульптор Энди Мауэри идёт туда, чтобы изменить мир. Специально для Hair’s How Энди рассказала, как состриженные волосы из салонов красоты помогают ей это сделать.
Энди, откуда эта идея — использовать волосы в своих работах?
Большая часть моего детства прошла с любимой бабулей Мими, в Пенсильвании. Она была парикмахером. Её салон красоты, Mimi’s, находился прямо в доме, где она жила. Я часто к ней приходила. Помогала чистить кисти, приводить в порядок изношенные парики. Мне всё это безумно нравилось. По-моему, я как раз там и увидела, что причёска многое может рассказать о её хозяине. Культура, этническая принадлежность, сексуальность, положение в обществе. Когда я подросла и пришла пора выбрать профессию, я решила поступить в колледж на факультет дизайна и прикладного искусства. В своих домашних работах мне нравилось совмещать незатейливые материалы, типа металлических элементов и бумаги. Но курсу к третьему мне захотелось экспериментировать. И конечно же, я сразу вспомнила все эти нечёсаные парики у бабули и включила в свои работы канеколон и натуральные волосы. В общем, с тех самых студенческих пор я использую волосы в своём творчестве.

Работа «Полное фронтальное расширение A», 2016
Я слышала, во многом ваша деятельность — призыв к защите природы. Это так?
Да, всё верно. Последние годы я сильно обеспокоена вопросом исчезновения некоторых видов жизни на Земле. Поэтому теперь в своих работах я использую тему дикой природы. Я придумала особый метод вшивания рисунков в волосы. Создаю линейные чертежи животных, насекомых и растений, которые сейчас находятся в Красной книге. Затем вшиваю эти орнаменты в волосы. Поначалу использовался акриловый материал, из которого делают куклам волосы, но в какой-то момент зрители пожелали видеть мои рисунки на настоящих волосах. Для многих людей волосы действительно имеют большое значение, ведь это тоже своего рода редкий биологический материал.

«Разлив нефти», фрагмент, 2010
Сложно работать с «редким биологическим материалом»?
Ох, да! (Улыбается) Бесшовно скрепить меж собой человеческие локоны, чтобы получилась четырёхметровая штора, — фантастически кропотливое занятие. Но поднимать серьёзные вопросы, вроде исчезновения животных, используя натуральные волосы, я нахожу более целесообразным.

Внутренняя сторона инсталляции «Космологический занавес», на фоне работы «Миф отпечатков пальцев», 2000
А где вы берёте столько волос, если не секрет?
Иногда я покупаю волосы для наращивания в салонах красоты. Иногда прошу друзей, которые собираются стричься, не выбрасывать волосы, отдавать мне. Да что там! Я не стесняюсь спрашивать даже у едва знакомых людей, чьи волосы мне очень нравятся. Так и говорю: «Какие у вас красивые волосы, вот бы мне их заполучить!» (Смеётся) Все образцы я храню в специальных пакетиках и подписываю, какие волосы кому принадлежали. Даже дату проставляю.

«Новая Англия», из цикла «Венчающая слава», 2015
Круто. А расскажите тогда о ваших последних крупных проектах.
Не то чтобы это были очень уж крупные проекты. Но я постаралась сделать их максимально запоминающимися. В январе лондонская галерея SafeHouse 1 пригласила меня принять участие в выставке Chroma: Red Issue. Для своей темы — это был автопортрет — я использовала свинцовые рыболовные грузила как зажимы для длинных, примерно в свой рост, тонких красных прядей. Я назвала эту скульптуру thin.red.line.portrait. А ещё в Бруклине было событие под названием BODY/Space. Целую ночь в большом пространстве проводилась выставка актуального искусства, с фильмами и спектаклями. Посетителям предлагалось без смущения исследовать своё тело, соединившись с ним при помощи изобразительного искусства. Для этого мероприятия я создала ожерелье из локонов женских волос. Я предлагала примерить его, и люди с удовольствием соглашались. Люблю интерактивные инсталляции, потому что мне нравится наблюдать за эмоциями, взаимодействовать с публикой.

Из цикла «Рапунцели», 2012
К слову, об эмоциях, какая из прошедших коллабораций, в которых вы участвовали, получилась самой «мощной»?
Сложно судить, если честно. Для меня каждое мероприятие — это маленькое откровение. Однажды я выставлялась в Перу, в городе Арекипа, в очень красивой галерее со сводчатыми стенами. Я демонстрировала длинные занавески из волос. Они так необычно выглядели в этом пространстве! Я привыкла к эстетике «белой коробки». И вдруг эти массивные каменные стены, каменный пол, древние фрески над головой. В общем, это был один из самых замечательных проектов, в котором мне посчастливилось принять участие.

В процессе создания, прототип «Венчающей славы 3», 2013
Некоторые художники находят вдохновение в других видах искусства и наоборот. Можете себя к ним отнести?
Хм-м-м… Ну, в моём случае это, наверное, мода… Сейчас у нас в США в большом почёте одежда от Silvae. В осенней коллекции этого года есть одно платье с ворсистым геометрическим дизайном, напоминающее просторный клетчатый плед. Это просто блеск, скажу я вам! Меня притягивают текстурные материалы, в которых в той или иной степени прослеживается тема волос, шерсти или нитей, как в моих набросках тушью, которые могут создать более чем двухмерный объём. Ещё не могу не отметить, что бархат возвращается, и это круто!

«Рассказывая секреты» (Загадочный мотылёк), 2015
А за коллегами-художниками следите?
Неусыпно. (Улыбается) Не перестаю удивляться творчеству Элис Андерсон. Медная палитра и способы создания объектов из проволоки буквально проникают в сознание, аккуратно погружают в её убедительный мир. Очень люблю Луизу Буржуа — пять лет назад её не стало, но все её работы продолжают «дышать». Каждый раз я учусь чему-то новому, глядя на работы Луизы. Сочные скульптуры из перьев Кейт Макгвайр. Олафур Элиассон — я восхищена сочетанием простоты и сложности в его работах, они просто поразительны. В своё время Олафур пробудил во мне желание отказаться от рамок и нарушать правила, чтобы понять Основу, во всей её структуре и в качестве системы. На самом деле в моём окружении достаточно много талантливых художников, благодаря которым я развиваюсь день ото дня. Муж мой, как и я, скульптор. Практически всё, что он создаёт, даёт мне очень сильный энергетический заряд.

Энди Мауэри
Энди, как вы думаете, что нужно современным людям, чтобы чувствовать себя свободными и счастливыми?
М-м-м… познание себя, наверное… это прежде всего. Понимание «физики и химии» своего тела в балансе. Процесс самопознания происходит у каждого по-своему, и это великая вещь. Для меня быть счастливой — тренировать и тело, и дух. Но если говорить о физических нагрузках, то скорее танцы, чем качалка. Если говорить о работе, то только та работа, которая приносит удовольствие, состояние приятного погружения. Когда я в своей студии, то чувствую себя «в своей тарелке». Стараюсь иногда баловать себя тем, чтобы создать что-нибудь действительно оригинальное. К сожалению, у большинства людей сейчас в категорию «баловать себя» попадает просто выспаться. Каждый день я наблюдаю столько красивых, моложавых женщин, которым явно некомфортно жить в постоянном сумасшедшем ритме. Я смотрю на них и думаю, почему бы не выбрать одно-два занятия, которые вам действительно нравятся, стать хорошим экспертом в этих областях и давать себе отдохнуть? Махатма Ганди сказал хорошую фразу: «Хочешь изменить мир — начни с себя». Уверена, с любви к себе начинается свобода.

Из цикла «Рапунцели», 2012

Инсталляция в Lord Hall Gallery, 2009

Часть работы «Отчаянно, несопоставимо», 2012

«Искусственная простота», персональная выставка Chaves de la Rosa Cultural Complex, Перу, 2002
Текст Юлия Маркс Фото из архива Энди Мауэри