Зона ответственности
В начале 2006 года в Москве появилась академия «Креативная зона», в которой учат техникам стрижек и окрашивания Toni&Guy и Vidal Sassoon. За эти годы академия приобрела устойчиво хорошую репутацию среди российских школ дополнительного образования. Здорово же познакомить читателей с её создателями — Вячеславом Михайловым и Анной Мресовой, подумали мы. В нашем разговоре вдруг замелькали знакомые имена и забытые сюжеты… Неожиданно перед глазами пробежала вся парикмахерская история новой России. Особенно приятно, что история эта без окончания.

Зона ответственности
Анна, Вячеслав, как всё начиналось для каждого из вас, как вы оказались вместе, как открыли академию… И как вышло, что вы ориентируетесь на английские техники Toni&Guy и Vidal Sassoon?
Вячеслав жестом предлагает Анне начать первой…
Анна: В 13 лет я попробовала стричь, мне настолько понравилось, что решила — буду только парикмахером. Получила первое парикмахерское образование, потом было замужество и дети — пришлось взять тайм-аут. А когда появилась возможность, вышла на работу в небольшой салончик на Тверской. Параллельно пошла учиться в «Долорес» — на тот момент единственное в Москве серьёзное учебное заведение. А через какое-то время в Москве открылся Toni&Guy, везде висели билборды. Мне было очень интересно, сидела во втором ряду на их мастер-классе, смотрела во все глаза. Там можно было заполнить анкеты, чтобы на конкурсной основе получить место в салоне Toni&Guy. Заполнила, на собеседовании сделала 3 работы, меня взяли. Начала работать ассистентом — подавать инструменты, мыть миски, подметать волосы, стоять в зале по стойке «смирно», за всеми смотреть, по одному движению понимать, что нужно подать. И параллельно проходила фундаментальный курс Toni&Guy по стрижкам и окрашиванию. Без этого к креслу встать нельзя. Когда я пришла, Вячеслав уже был style-директором Toni&Guy, а арт-директором работал англичанин Шон Хант, который занимался образованием сотрудников. Я буквально в течение месяца всё освоила. В тот период четверых мастеров отобрали для учебной поездки в Англию, но я сделала такой рывок, что мной заменили одного из них. А Вячеслав уже бывал в Лондоне в Toni&Guy, он ездил туда за 2 года до меня.
Вячеслав: За 5.
Анна: За 5? В общем, после этой поездки я тоже стала мастером.

Зона ответственности
Вячеслав, а у вас какая история?
Вячеслав: Поступил в училище парикмахерское, успешно его закончил, устроился в салон в Сокольниках, в котором собралась сильная по тем временам команда из 5 известных мастеров-мужчин. Никто в 10 часов на работу не приходил, жёсткого графика не было, тем не менее к нам всё равно записывались, нас искали. А в 1993 году участвовал в конкурсе на кубок Москвы и получил приз за мастерство и неординарность. Неординарность — потому что всё красиво, но никуда! (Смеётся) Как раз в том же году Игорь Стоянов открыл первый салон и школу стилистов «Персона», и первое время мы всей командой из нашего салона преподавали в начальной школе «Персоны». А потом, когда «Персона» стала набирать обороты, нас всех пригласили в салон. Не все согласились, но я пошёл. Мне был 21 год. В то время арт-директором «Персоны» был Александр Шевчук, он меня и порекомендовал. Выбирали из многих, я так думаю. Меня отсмотрела «третьи ножницы мира» Ольга Бурмистрова, и меня оставили. В то время «Персона» была закрытым салоном, и попасть туда можно было только по рекомендации.

Зона ответственности
Ход с закрытостью наверняка Шевчук придумал. В те времена закрытость была признаком элитарности.
Вячеслав: Я думаю, да. Месяца 4 я проработал дежурным мастером, но и это было для меня престижно. Оля Бурмистрова сказала, что учить меня не будет, учить — неблагодарное дело, но всё, что увижу, — моё. И на самом деле так — преподаватель тебя учит, а ты потом говоришь: «Я тоже так умею! Почему я должен подметать за тобой?»
Так вот, около года я был помощником Ольги, и на самом деле она многому меня научила. Кроме этого, я помогал Александру во всех его начинаниях. Он задумает что-то — и надо это воплотить. А думал он хорошо. Но был жёстким: «Тюбик шампуня на мойке должен быть всегда закрыт. Открыл, помыл, закрыл и поставил. Даже если он тебе второй раз нужен — всё равно закрыл и поставил». Просто смертельно! Шевчук очень следил за антуражем салона. Когда клиент входит, он сразу всё видит. Саша даже говорил: «Если у тебя ногти после окрашивания испачкались, уходи, иди к маникюристу, делай что хочешь». Один раз вызывает меня в свой кабинет и начинает отчитывать.
Я смотрю на него взглядом: «Чего ты от меня хочешь?» А он тогда сказал: «Когда-нибудь, Слава, скажешь мне спасибо». Через много лет мы встретились в самолёте, и я на самом деле сказал ему спасибо. Он научил меня тому, чему я теперь учу своих сотрудников: уважайте место, в котором работаете, и вас тоже будут уважать.

Зона ответственности
А что было дальше?
На пятом году Шевчук сказал Стоянову обо мне: «Игорь, ты должен отправить его куда-то отучиться». А в 1997 году было невозможно учиться за границей. Но Игорь договорился с Toni&Guy и отправил в Лондон команду русских мастеров. Для меня эта поездка стала парикмахерским шоком. А ещё через полгода — опять спасибо Игорю Стоянову — я поехал в Академию Vidal Sassoon. За год прошел креативные курсы двух академий. В Лондоне я скупил все кассеты, буклеты и учебники — всё о фундаментальном классическом образовании, потратил на это практически 6 своих зарплат. И долгое время самостоятельно по ним учился. Английского я тогда не знал, но со словарём и кассетами выучил всё.
А почему у вас был парикмахерский шок?
Вячеслав: Я получил информацию, о которой даже не подозревал. Это сейчас наши мастера очень избалованы. А раньше мы за расчёску платили 5-6 цен. Это сейчас ты уронил фен — и заказал по Интернету новый. А тогда за фен, который стоил 40 долларов, платили 120, потому что его привозили стюардессы. А я в то время был не просто фанатом, а безумным фанатом Toni&Guy. После того как отучился в Академии в Лондоне, стал часто ездить в Финляндию по своим делам, познакомился с людьми, у которых в Хельсинки была студия Toni&Guy. Покупал у них новые коллекции, книжки, инструменты, я знал про Toni&Guy всё. Для меня это были боги, настолько мне нравилось то, что они делают. В «Персоне» я проработал 7 лет — до 2002 года. Однажды клиенты принесли HAIR’S, а в нём объявление — набор в салон Toni&Guy. Конечно, я пошёл. Меня взяли на должность style-директора…
Анна: Это самая высокая должность.
Вячеслав: Выше только должность креативного директора. Я не мог на неё претендовать, потому что не сдавал официальный экзамен. Но за период с 1997 по 2002 год я же сгрыз всё! (Смеётся) И фундаментальную технику окрашивания, и техники стрижек. И у меня был диплом о том, что я прошёл креативное обучение. А когда настало время обучать людей, я стал помогать креативному директору, Шону. Через полгода после открытия Toni&Guy проводил первый семинар с участием англичан, и с российской стороны кто-то должен выступать вместе с ними. А у меня была проблема — я не мог говорить на публику. Но деваться было некуда, к этому семинару я готовился полгода, нужно было слышать, что говорят коллеги на английском и одновременно говорить на русском. Полгода 5 дней в неделю я работал с преподавателем английского со всей базой моих коллекций на видео. И практически говорил, как они. На сцене мы должны были стоять втроем, и когда мне скажут: «Слава, давай», я должен был продолжать тему. И вот начинается семинар, где нас Анна и увидела, у меня прекрасно заученная речь, и тут — ступор. Эй Джи и Шон что-то говорят, а я стригу молча. Нет, внутри себя я что-то говорил, и довольно выразительно, но вслух никак! (Смеётся) Больше я к семинарам не подходил.
Анна: А потом в салоне появилась я.
У Toni&Guy чёткое разделение — стилисты и колористы. Вячеслав был style-директором, он только стриг, а я была колористом. Мы с Вячеславом сразу подружились. Нам хотелось преподавать, тем более в салоне Toni&Guy мы проводили небольшие мастер-классы для мастеров из регионов, нам очень нравилось. И мы возлагали большие надежды на академию, которую собиралась открывать хозяйка салона Toni&Guy Ольга Мансурова. В общем, обещали открыть академию, но тогда так и не открыли. Вячеслав был не очень доволен условиями работы в салоне. Потом уволили арт-директора, Вячеславу предлагали занять его место, он не согласился. В результате появилась идея основать собственный бренд. Бренд был создан — это была Славина задумка и его название.

Зона ответственности
Вячеслав, а впоследствии вы научились преодолевать ступор перед аудиторией?
Вячеслав: В принципе я и раньше говорил неплохо, но именно аудитория играла очень большую роль. Но когда мы решили создать свою академию, первые курсы я не вёл. Программу готовили вместе, но выступала Анна. У нас и сейчас любой разговор так строится — Анна начинает, а я продолжаю.
Анна: Да, ему нужно просто как-то адаптироваться, а потом Слава заговорит легко и непринуждённо.
Но вы начали бизнес не со школы, а с салона.
Вячеслав: Школа к нам пришла в безвыходной ситуации. Из Toni&Guy я ушёл в один день. Уже было придумано название «Креативная зона», и мы открыли салон.
Анна: Причём мы бизнесмены без бизнес-образования, во всём полагались только на интуицию. Сами вложили деньги, сами работали у кресла. И параллельно с открытием салона была идея заняться обучением.
Вячеслав: Но мы не думали про большую академию — понимали, сколько это стоит. Однако знали, что мало набрать мастеров — их нужно обучить. И когда начали учить своих мастеров, их было шестеро, создали маленькую студию, 25 квадратных метров. Здесь стояла моечка…
Анна: Тут телевизор с DVD-дисками… Там мы и отрабатывали преподавание. Я больше выступала и говорила, а потом с Вячеславом обсуждали, что добавить, что изменить. Потихоньку потянулись люди. Мы понимали, что если в будущем захотим открыть академию, самим надо набраться опыта, составить методические материалы. В общем, 2 года мы ставили салон на ноги, обучали желающих и готовились открыть академию. Появились ученики, которые записывались на конкретные программы. Мы нашли помещение на Петровском бульваре и в 2006 году официально открыли академию. Но аренда там безумная.
И было там всего 120 метров, а здесь, в Сокольниках, 250. Когда появилось это помещение, мы в кратчайшее время сделали ремонт, за 3 дня переехали со всей мебелью и установками. В этом плане с Вячеслава надо брать пример. Мне приходится подстраиваться под его темп, безумный и сумасшедший! (Смеётся) Он очень решительный — «вот это делаем, и всё!».

Зона ответственности
Цена за обучение сильно выросла за эти годы?
Вячеслав: У нас одна цена — что тогда была, что сейчас. Мы учим действующих салонных мастеров, которые хотят получить наш опыт. Но я сам работаю у кресла. И чтобы я мог от него отойти, я должен получить те же деньги, что зарабатываю у кресла, иначе в чём смысл? Хороший мастер должен получать деньги. Хороший мастер должен продать свой опыт, и мы делаем это с душой. Когда люди учат английский, они тратят 50 долларов за полтора часа. Если вы занимаетесь целый день, это 200 долларов. А у нас со светом, оборудованием, преподавателем и возможностью уже завтра применять свои знания в салоне день стоит 100 долларов. Причём занятия идут с 10 до 17 с перерывом на обед. Если вычесть все затраты, себестоимость обучения получается не очень большая.
А знаете, что интересно, — мы договорились с одним банком о кредите на обучение у нас. Но ни одного человека это не заинтересовало. Хотя казалось бы — бери деньги, учись, зарабатывай больше и вернёшь кредит.
Вы учите студентов по английским техникам?
Вячеслав: После того как мы открыли первую студию и народ пошёл, мы с Аней подумали — надо сделать что-то большое.
И построили систему обучения по книге Toni&Guy — картинка их, объяснение наше.
А результат такой же, как у них?
Вячеслав: Вот смотрите, в первом классе ребёнка учат писать в тетрадке с тонкими линеечками, потом эти линеечки убирают, и у него вырабатывается почерк. И самое главное в первом классе — научить, как буковки пишутся.
Анна: …у каждого результат будет свой. Но главное, это будет грамотно написано.
Вячеслав: Мы взяли у англичан систему — оттяжки, зоны, градуировки, слои. Все академии обучают так же. Они взяли эту систему у великого Видала Сассуна.
Анна: Эту систему мы переложили на свой язык, сделали её понятной, мастера понимают геометрию стрижки, и как эту стрижку «надеть» на клиента. Кроме геометрии мастер должен добавить визуализацию, представление о том, как стрижку сочетать с человеком.
Вячеслав: Многие театральные школы и студии по всему миру преклоняются перед системой Станиславского. Согласны? Станиславский систематизировал знания о том, как вырастить актера. Великий Видал Сассун сделал то же самое, он придумал систему обучения — как из ученика сделать мастера. Есть техника Vidal Sassoon. Но когда ты берёшь систему…
Анна: …и интерпретируешь её по-своему для менталитета русского…
Вячеслав: …вот тогда — «верю!».

Зона ответственности
Я могу представить, с насколько неоднородными знаниями к вам приходят.
Вячеслав: Проблема в том, что мало кто из мастеров получает классическое образование. А академия — это дополнительное образование… Но мы — тренеры, которые систематизируют знания. Наша задача — научить людей с их персональным уровнем образования, если чего-то не умеют — дополнить.
Анна: Мы разработали 15 различных курсов абсолютно разного направления. Они покрывают любые потребности парикмахера.
А что вы думаете о базовых школах. Их сейчас много, у них есть лицензии, всё есть, кроме…
Анна: ...учителей.
Вячеслав: Знаете, как бывает, когда мы набираем мастеров в свои салоны? Приходит человек, который где-то отучился. Мы говорим: «Вы должны пройти обучение в академии». — «Как, я же уже отучился». — «Хорошо, тогда вы сдадите нам экзамен». Экзамен элементарный, мы не вредные! Мы никогда не смотрим на окончательную работу, потому что у каждого мастера свой вкус. Если перед нами в магазине повесить 25 вещей, мы с вами выберем совершенно разные. Просто вкус разный. И если мастер показал качественно выполненную работу — низкий поклон школе. Но если нет — нам обидно. Почему разрешают школам так работать и выпускать людей, не научив.
Потому что нет стандарта…
Вячеслав: Нет стандарта…
Анна: Смотрите, открывают салоны, как правило, непрофессионалы, которые сами ищут мастеров, но объективно не могут оценить уровень людей, которых принимают на работу. Вячеслав уже давно говорит о том, что необходимо ввести единый стандарт, всеобщую аттестацию, но это возможно только при господдержке. А пока мы можем выступать в качестве таких людей — приезжать в открывшийся салон и проводить аттестацию. Нас приглашают, платят за это деньги, потому что владелец заинтересован в том, чтобы салон работал профессионально. Они просят, чтобы мы подсказали, у кого какие недочёты, и посоветовали курсы.
Вячеслав: Тут есть ещё одна проблема. Государственная программа очень слабая.
Я сам отучился в училище №69 за государственные деньги и получил государственный диплом. Однажды мы с нашим тренером Ромой съездили в училище, где я начинал, и предложили: «Давайте мы будем ежемесячно приезжать к вам, давать мастер-классы, бесплатно показывать английские техники. А если люди захотят, они к нам придут». В ответ: «А зачем нам это надо?» Ну, не хотите — как хотите.
Мой сын 2 года назад закончил государственное учреждение и занял первое место на конкурсе выпускников, но он у нас в академии прошёл все курсы. И ему говорят: «Никита, а давай ты ещё 2 года поучишься, потому что нам надо выступать, чтобы нас не закрыли». Или мастер просит: «А пускай папа напишет благодарность, что мы так тебя научили». Я отвечаю: «Пусть лучше он мне благодарность напишет за то, что 2 года училище занимало первые места по районам». Я не буду писать благодарность не потому, что мне жалко, а потому что вообще не хочу, чтобы такие училища существовали. Это для меня больная история. Однажды мы устроили в академии день открытых дверей, пригласили мастеров и всю группу из училища, где учился Никита. Они пришли, и у нас тут всё чуть не треснуло. Мы объяснили: «То, что вы проходите в училище, — образование российское. Здесь мы показываем английскую технику. По-русски будет так, по-английски вот так. Два разных языка, у англичан больше понятийности, у нас больше конкретики. У нас посылают на 3 буквы, у них на 4». Когда они всё посмотрели, мы предложили мастерам: «Давайте мы будем вас обучать». — «Не надо». Они не хотят, у них и так всё хорошо. Это обидно. Потому что каждый год из каждого училища выходит от 30 до 90 человек, и ты взял бы кого-то на работу, вложил бы в него денег, но он не верит уже ничему. В вашем журнале мне очень понравилась статья про французское образование и частную школу. Государство спонсирует 50 или 100%, но если ученик не научился — на второй год его оставляют за счёт компании. И это правильно. Тогда у каждой школы будет ответственность.
Моя дочка сравнивает американское и русское образование и говорит: «Нас учат сначала одному, потом говорят, что это не так и надо делать вот так. Это нечестно!» Мы тут у себя боремся с этим «нечестно». Мы свою академию построили на костях и на своём имени.
Почему курс «Азбука колориста» вообще появился на свет? Потому что один наш знакомый парикмахер, теперь довольно известный, подарил Ане свой курс по окрашиванию. И мы потратили 2 часа — это курс был такой! — чтобы вникнуть. Ну хорошо, пусть он короткий, но зачем давать неправильную информацию? Ты путаешь людей! Они же потом приходят на базовые семинары по окрашиванию и задают вопросы!
Я говорю ученику: «Это неправильно». — «Как неправильно?!» Постоянно курс начинается с того, что я стою и оправдываюсь. Хочется сказать людям, которые претендуют на то, что могут обучать: будьте честными, парикмахер — это же ваш брат, он такой же, как и вы, он так же трудом зарабатывает и когда-нибудь тоже будет кого-то учить. Нашим выпускникам мы говорим: закончили обучение, теперь найдите в салоне человека, который вам симпатичен, и передайте ему всю информацию. Так вы закрепите свои знания и научите его.
Помните первую свою группу?
Анна: Да, помню. В моей первой группе было 2 человека, я сама с ними занималась — и преподавала, и искала моделей, а с моделями было очень сложно. Система преподавания техники Toni&Guy по стрижкам уже была разработана, и около двух лет я одна преподавала, а Вячеслав за мной следил и где-то меня поправлял. В программе 14 стрижек, каждый день по одной. Модель должна прийти с такой длиной волос, которой хватило бы на конкретную стрижку. А на следующий день другая стрижка, и двум моим студентам снова нужны 2 модели. По телефону мы выясняли, какой длины волосы, какой длины виски, что на макушке. Когда обучение пошло и у меня была группа из 6 человек, я думала, вообще сойду с ума. Преподавала сама, сама искала по 6 моделей на каждый день. И седьмая — для меня, чтобы показывать. У меня не хватало сил, иногда вечерами просто рыдала, а ведь параллельно надо ещё и клиентов обслуживать, и вопросы в салоне решать. Я понимала, что группа будет разрастаться, моделей нужно систематизировать по формам, и тогда придумала создать файл с картинками всех стрижек, на которых стоят номера. Люди сами смогут понять, какая стрижка подходит под длину их волос. Они будут звонить и говорить: «Мне нравится стрижка под номером 12». Это было просто сумасшедшим открытием. Мы сразу напечатали эти флаеры, наняли барышню, которая их раздавала у метро и у дверей вузов. И у нас стало столько моделей! Сейчас у нас в одной студии может заниматься 12 человек, в другой ещё 8, и в третьей 3-4 человека. И на всех модели записаны. В базе данных более 1500 человек. И все они постоянные, потому что довольны результатом.
Вячеслав: Сейчас академия вышла на новый виток. Экзамен у нас сдают на людях… Но обучение начинается на болванках.
Анна: Мы дошли до этого опытным путём, просто видя, как люди начинают обучаться. У нас же ученики не с нуля, а опытные мастера, но всё равно, если сразу начинать стричь людей, у человека страх. Новая техника!
Вячеслав: Болванка даётся, чтобы ученик зачесал её до полусмерти. Человека не зачешешь. Мы покупаем дорогие болванки, в этом нам помогает компания Pivot Point. У них есть болванки, на которых видно направление роста волос. Если на краевой линии роста волосы растут вниз, то и в болванку волос так же вставляется. Бывает, волосы у человека на чёлке расходятся, и мы закупаем болванки, у которых тоже так бывает. Это даёт возможность чётко отработать форму. А что такое форма? Это понимание того, как добиться результата. Все школы, которые мы упоминали, дают нам визуальную стрижку: «Хотите вот так сделать, вам нравится это? Тогда вы должны подстричь такими проборами с вот такой оттяжкой и таким срезом». Если приходит живая модель, а мастер не видит эти проборы и оттяжки, то ты слышишь в итоге: «У меня не получилось». А болванка даёт человеку возможность реально осознать ошибки, понять, что проборы — это не хаотичные линии, а чётко из пункта А в пункт Б.
Вы достаточно агрессивны на рынке?
Вячеслав: Мы не агрессивны.
И не хотите?
Вячеслав: И не хотим. Наша задача — учить. Свою энергию мы тратим на разработку новых курсов. Учеников мы сами встречаем и сами провожаем. И сами с ними учимся. Потому что любой вопрос, заданный учеником, даёт возможность создать новый семинар. Ты от них же получаешь заказ. Вот появился мужской семинар, и я рассказываю, что голова — это конструктор, который можно по-разному собрать. Затылочную зону можно по-разному подстричь. Хотите округлую макушку — такими проборами она делается. А если поработаете диагональными проборами вперед, можете другую макушечку сделать. У нас же парикмахер должен и увидеть, и кино посмотреть, и услышать. Вы видите наш рисунок 2D, потом английский видеоматериал, где не мы им показываем, а арт-директора из Англии… Всё вместе подтверждает, что я говорю правильные вещи. И затем болванка 3D, на которой мастер видит каждую прядочку. Ему не надо ничего представлять — он точно видит, под каким углом какой срез делать. Одному понятно вот так, другому — ещё и видео покажи, третьему — это, это и вот это. И ещё ты должен раскрыть секреты движения. Можно 100 раз увидеть, но если не объяснить, где я в данный момент стою, что я в данный момент делаю, ничего не получится. У нас задача: человек должен выйти от нас знающим.
А вы отслеживаете, что с вашими учениками происходит дальше?
Вячеслав: Конечно! Нам очень нравится, когда наши ученики открывают салоны, но открывают по-другому. Это такое удовольствие! Так приятно — знать, что на Семёновской есть не просто ещё один салон, а салон правильный, качественный. Радует, когда люди понимают, что стрижка не может стоить столько-то денег… Радует, когда нам звонят директора салонов, мастера которых у нас отучились
Анна: И следом приходят их коллеги и говорят: «Я вижу, как моя коллега стала работать, я тоже так хочу».
Вячеслав: Например, в «Моне» захотели, чтобы у их сети салонов был свой стиль… Для высшего состава обучение проводит Анна Эшвуд, а для всех остальных — мы. С ноября мы выпускаем по 5-6 мастеров, обученных технике стрижек Vidal Sassoon. Нам это очень приятно. У сети салонов должен быть свой почерк.
Анна: Руководство сети выбрало, какой у них будет почерк. Затем выбрало нашу академию, чтобы обучать мастеров.
Вячеслав: Мы легко обучаем колористике мастеров, работающих на самой разной косметике. У нас есть курс, который не зависит от того, на каком продукте работает салон. Мы с Анной прошли практически все известные на нашем рынке красители, со всеми дружим, но у нас нет любимчиков. Мы учим именно колористике, в рамках курса есть 12 или 15 вопросов по красителю. Не просто вопросов, а секретных вопросов. Смысл в том, что человек должен их задать. А если не задал, значит, чего-то не понял.
А чего хотите в перспективе? К чему стремитесь?
Вячеслав: Наша задача — создать в России достойную систему обучения, кристально чистую и честную. У каждого преподавателя свой способ подачи информации, но система в России должна быть одна.
Текст Елена Негрескул Фото Игорь Маяцкий